«Экскурсия к Мокринскому мосту» (Римский виадук)

«Экскурсия к Мокринскому мосту» (Римский виадук)

9 марта два класса МБОУ СОШ № 10 г. Канаш 8 Б и 5 В съездили на краеведческую экскурсию в д. Мокры.

Из исторических материалов:

Основные даты строительства моста в источниках разнятся:

·         Строительство моста началось в 1914 году, завершилось в 1918 году. Работы по строительству проходили под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера. В работах участвовали в основном строители из русских и татар. В 1918 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный участок Арзамас — Канаш, соединивший Москву и Казань.

·         По другой версии, строительство моста началось в 1913 году, одновременно со строительством железной дороги Арзамас — Шихраны. Мост был построен в 1913—1917 годах по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия. Эта версия подтверждается в книге Г. П. Передерия «Курс железобетонных мостов».

К моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением.

С 1935 года мост был принят под охрану военных; были построена казарма и баня. Первым начальником гарнизона был Григорьев Иван Григорьевич. В ночное время было запрещено движение людей под мостом.

В период Великой Отечественной войны мост был объектом стратегического назначения, целью для немецкой авиации. В годы войны по этому мосту шли эшелоны с боевыми припасами, производственным оборудованием. Немецкие военнопленные принимали участие в ремонте моста во время Великой Отечественной войны.

С 1956 года мост под военизированной охраной.

В 1969 году мост был отремонтирован.

Не функционирует с 1986 года — движение по нему закрыто, рельсовый путь разобран. В километре севернее от ныне заброшенного моста — новый функционирующий ныне железнодорожный мост, построенный с целью спрямления действующего железнодорожного пути.

В настоящее время мост используется любителями роуп-джампинга, о чём 12 сентября 2009 года на «Первом канале» был показан специальный репортаж.

Под мостом расположены освящённый в 2011 году источник «Сиплĕх çăлкуçĕ» (в переводе с чувашского Ключ здоровья, оригинальное название читается как "Сиплех Щалкуще") с оборудованной купелью и над источником — часовня святой равноапостольной княгини Ольги.
В декабре 2015 года жители деревни составили коллективное обращение с просьбой «сохранить и взять этот виадук под защиту государства, как архитектурно-исторический памятник начала XX века».

Об архитектурно-инженерном чуде Чувашии ребятам рассказал  краевед и  житель деревни Мокры Михайлов Леонид Николаевич. Классный руководитель 8 Б класса Волкова Оксана Петровна периодически во время интересного и содержательного рассказа задавала вопросы, на которые хотели бы знать ответы ребята на экскурсии. На все вопросы получили удовлетворительные ответы. Дочь Михайлова Л.Н., классный руководитель 5 В класса Павлова Оксана Леонидовна провела группу ребят к самому основанию моста, к купели. Она рассказала о том, что это место хотят обустроить для туристов. Интересные дополнения к уже услышанному о туристическом интересе окружающих понравились ребятам.

В настоящее время Департаментом государственной охраны культурного наследия Минкультуры России рассмотрен Акт экспертизы по вопросу включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта культурного наследия «Железнодорожный мост-виадук». Подготовлен проект приказа о включении Мокринского моста в Реестр объектов культурного наследия, который в настоящее время проходит процедуру внутриведомственного согласования.

На память все ребята сделали интересные фото.