9
марта два класса МБОУ СОШ № 10 г. Канаш 8 Б и 5 В съездили на краеведческую
экскурсию в д. Мокры.
Из исторических материалов:
Основные
даты строительства моста в источниках разнятся:
·
Строительство моста началось в 1914 году,
завершилось в 1918 году.
Работы по строительству проходили под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда
Шумахера. В работах участвовали в основном строители из русских и татар. В
1918 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный участок Арзамас — Канаш,
соединивший Москву и Казань.
·
По другой версии, строительство моста началось в 1913 году,
одновременно со строительством железной дороги Арзамас — Шихраны. Мост был
построен в 1913—1917 годах по
проекту русского инженера Григория Петровича
Передерия. Эта версия подтверждается в книге Г. П. Передерия
«Курс железобетонных мостов».
К
моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в
Европе железобетонным сооружением.
С 1935 года мост
был принят под охрану военных; были построена казарма и баня. Первым
начальником гарнизона был Григорьев Иван Григорьевич. В ночное время было
запрещено движение людей под мостом.
В
период Великой Отечественной
войны мост был объектом стратегического назначения,
целью для немецкой авиации. В годы войны по этому мосту шли эшелоны с боевыми
припасами, производственным оборудованием. Немецкие военнопленные принимали
участие в ремонте моста во время Великой Отечественной войны.
С 1956 года мост
под военизированной охраной.
В 1969 году мост
был отремонтирован.
Не
функционирует с 1986 года — движение по нему закрыто, рельсовый путь разобран.
В километре севернее от ныне заброшенного моста — новый функционирующий
ныне железнодорожный мост, построенный с целью спрямления действующего
железнодорожного пути.
В настоящее время
мост используется любителями роуп-джампинга,
о чём 12 сентября 2009 года на «Первом канале»
был показан специальный репортаж.
Под
мостом расположены освящённый в 2011 году источник «Сиплĕх çăлкуçĕ»
(в переводе с чувашского Ключ
здоровья, оригинальное название читается как "Сиплех
Щалкуще") с оборудованной купелью и
над источником — часовня святой
равноапостольной княгини Ольги.
В декабре 2015 года жители деревни составили коллективное обращение с просьбой
«сохранить и взять этот виадук под защиту государства, как
архитектурно-исторический памятник начала XX века».
Об архитектурно-инженерном чуде Чувашии ребятам
рассказал краевед и житель деревни Мокры Михайлов Леонид
Николаевич. Классный руководитель 8 Б класса Волкова Оксана Петровна
периодически во время интересного и содержательного рассказа задавала вопросы,
на которые хотели бы знать ответы ребята на экскурсии. На все вопросы получили
удовлетворительные ответы. Дочь Михайлова Л.Н., классный руководитель 5 В
класса Павлова Оксана Леонидовна провела группу ребят к самому основанию моста,
к купели. Она рассказала о том, что это место хотят обустроить для туристов.
Интересные дополнения к уже услышанному о туристическом интересе окружающих
понравились ребятам.
В настоящее время Департаментом
государственной охраны культурного наследия Минкультуры России рассмотрен Акт
экспертизы по вопросу включения в единый государственный реестр объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации выявленного объекта культурного наследия «Железнодорожный
мост-виадук». Подготовлен проект приказа о включении Мокринского моста в Реестр
объектов культурного наследия, который в настоящее время проходит процедуру
внутриведомственного согласования.
На память все ребята сделали интересные
фото.