Описание дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности «Основы гигиены и санитарии».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
гигиены и санитарии» - естественнонаучная, поскольку она ориентирована
на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся как компонента базовой культуры личности, актуализацию
потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к
формированию своего здоровья собственными силами.
Актуальность программы. В настоящее время
наблюдается дефицит внимания к детям и подросткам со стороны взрослых,
предъявляются огромные все возрастающие требования к детской психике и организму. Программа призвана дать обучающимся основы знаний, умений и навыков
по вопросам анатомии, физиологии и личной гигиены, профилактики заболеваний и
несчастных случаев, выработать навыки оказания доврачебной (немедицинской)
помощи при острых и хронических заболеваниях, травмах различного генеза. В
игровой форме разбираются различные клинические случаи, вырабатывается умение ясно и просто формулировать, и высказывать
свои мысли.
Педагогическая
целесообразность программы заключается в создании развивающей среды
для формирования ответственного отношения к собственному здоровью,
положительной мотивации, выработки своего индивидуального способа поведения,
позволяющего сохранить здоровье в современных условиях жизни, дальнейшей
профориентации и социализации в обществе определяет целесообразность применения
следующих активных методов и приемов: исследование, сравнение, игровые моменты.
В целом программа может вызывать повышенный интерес к изучаемому предмету и профессиям, связанным с биологией и медициной, занятия по данной
программе помогут определиться в выборе профессии.
Отличительные особенности программы. Настоящая программа составлена на основе программ Драгомилова А.Г., Маша Р.Д.
«Биология. Человек» (2018 г.); Бубнова В.Г. и Бубновой Н.В. «Основы медицинских
знаний» (2015 г.) и Артюниной Г.П. «Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни» (2019 г.), рекомендованных Министерством образования Российской
Федерации для профильных классов и успешно реализуемой в организациях
дополнительного образования. В отличие от программ, которые легли в ее основу,
в данной программе уделяется большое внимание вопросам личной гигиены и здорового
образа жизни, применяются современные педагогические технологии: игровая,
диалогового обучения, личностного ориентированного обучения, репродуктивная и на элементарном уровне –
учебно-исследовательская.
Отличительные
особенности данной программы заключается
в том, что она сочетает в себе валеологическую и экологическую составляющие.
Адресат
программы: учащиеся 9 класса. Набор детей в группы осуществляется в начале учебного
года. Чтобы программа была результативной, обязательно должны учитывается
особенности данного возраста обучающихся.
Юношеский возраст считается одним из важнейших этапов становления и развития личности. В возрасте от 13 до 17 лет происходит формирование самосознания, что является главным итогом
переходного возраста, по мнению советского психолога Л.С. Выготского. Растет
уровень самостоятельности, социальной активности. По его мнению, в основе развивающего обучения лежит идея о
том, что "психические функции образуются в результате взаимодействия
человека с социальной средой". Освоение механизмов мышления и культуры
поведения происходит через деятельность ( познавательная, практическая, ценностно-ориентированная и др) Так как в развитии личности
велика роль социальных и педагогических факторов, то обучение должно быть организовано так, чтобы
происходило стимулирование развития личности, включения механизмов осознания
своей деятельности с развитием внутренней мотивации. Развитие интеллекта в этом
возрасте тесно связано с развитием творческих способностей, проявлении
инициативы. Задача учителя состоит в том, чтобы распознать интерес, творческую направленность и попытаться развить ее в нужном направлении для достижения тех или иных умений и навыков.
Количество обучающихся
в группе: от 5 до 15 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения с общим объемом – 34 часа. Программа реализуется в реестре бюджетных программ
в течение (с сентября по май месяцы.
Форма обучения – очная, с применением
дистанционных образовательных технологий. Программа реализуется в очной форме с учащимися МБОУ «СОШ №10» г. Канаш на базе кабинета
биологии в рамках проекта «Точка Роста».
Режим занятий: 1 раз по 1 часу в неделю (34 недели) Продолжительность учебного занятия – 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут в соответствии
с СанПиНом 3.1/2.4.3598-20 от 30 июня 2020 года N 16.
Особенности
организации образовательного процесса. Специфика предполагаемой деятельности
обучающихся обусловлена тем, что теоретические знания подкрепляются
практическими занятиями с использованием современных образовательных
технологий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и здоровье сберегающих
технологий. Практические задания способствуют умению применять полученные
теоретические знания на практике, например, в умении оказать первую медицинскую
помощь при травмах, отравлении, некоторых видах заболеваний.
Виды занятий: практические занятия
проходят в разных формах: индивидуальные, практические работы, экскурсии,
семинары, интернет- проекты.
В отборе содержания и ее структуре, а именно, спиральная последовательность освоения содержания, акцентирование наиболее важных идей,
логика прохождения программы.
При разработке программы за основу взяты такие методы, как стимулирование
и мотивация обучения, методы организации и осуществления учебных действий,
чередование которых способствует достижению главных целей и задач программы.
Занятия включают в
себя следующие формы организации деятельности учащихся:
- фронтальная (все
одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают, обобщают
результаты: экскурсии, урок-викторина, интегрированные занятия, познавательные
игры);
- групповая (создание групп по 3- 6 человек для решения конкретных учебных задач: практические работы, лабораторные работы,
семинарские и зачетные работы);
- индивидуальная
(каждый получает задание для самостоятельного выполнения, специально
подобранное для конкретного обучающегося в соответствии с его подготовкой и
учебными возможностями: тестирование, творческая работа, анкетирование,
исследовательская работа, проект).
Все используемые формы и
методы обучения направлены на стимулирование и активизацию познавательного интереса обучающихся, формирование творческих
умений и навыков.
Особенность реализации программы заложена в отборе содержания и ее структуре, а именно, спиральная последовательность освоения содержания, акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения программы.
Рабочая программа предметного кружка «Основы гигиены и санитарии»
Описание рабочей программы курса внеурочной деятельности естественнонаучного направления
«Исследования в химии»
Программа курса предназначена для
подготовки учащихся с ориентацией на химико-биологическое направление и носит
межпредметный характер. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность курса вызвана значимостью
рассматриваемых экологических и валеологических проблем, которые перед
нами ставит жизнь. Изучение курса будет способствовать развитию экологической
культуры учащихся, ответственного отношения к природе,
обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения
здоровья.
Курс знакомит обучающихся с
характеристикой некоторых веществ, расширяет представление о свойствах веществ,
используемых в быту, окружающих нас постоянно – дома и на улице. Они имеют
интересную историю и необычные свойства. В программу включены научные знания и
ценный опыт практической деятельности человека. Тематика курса вооружает
обучающихся знаниями, необходимыми в повседневной жизни, расширяет их кругозор,
имеет большое прикладное значение.
Программа отражает содержание предметных
тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам
курса и последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в
классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.В рамках данного
курса запланированы практические работы с использованием оборудования, полученного по проекту "Точка роста". Программа курса внеурочной
деятельности «Мир химии» должна не только сформировать базовые знания и умения,
необходимые ученику в изучении основных разделов химии, но и помочь в
становлении устойчивого познавательного интереса к предмету
Цели:
·
развитие познавательных
интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного
приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации, в том числе компьютерных;
·
овладение умениями применять
полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и
свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и
получении новых материалов;
·
воспитание убежденности в
позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного
отношения к своему здоровью и окружающей среде;
·
применение полученных знаний
и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском
хозяйстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение
явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.
·
показать, как знание химии
позволяет более грамотно выбирать продукты питания, средства гигиены, готовить
растворы;
·
развивать у обучающихся
интерес к предмету, умение самостоятельно приобретать и применять знания;
показать возможности химии для решения некоторых проблем, связанных с экологией
и валеологией.
Задачи курса:
·
развитие в обоснованном
выборе профиля дальнейшего обучения; расширение и углубление знаний учащихся о
строении, свойствах, применении средств бытовой химии, лекарств, косметики
и др. веществ и методах получения новых материалов;
·
формирование общественной
активности личности, воспитание гражданской ответственности, трудолюбия,
аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным ценностям,
формирование навыков здорового образа жизни;
·
развитие познавательного интереса к предмету, включение в познавательную
деятельность, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим
конференциям.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие результаты:
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
·
вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный
жизненный опыт;
·
учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на
мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир
для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения
жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и
изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий
отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора
индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии
и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки
зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать
стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный
образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и
окружающих.
Оценивать экологический риск
взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение
оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды.
Средством развития личностных результатов
служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника,
нацеленные на:
·
формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
·
воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
·
развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами в курсе «Химия вокруг
нас» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и
формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или)
самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами
и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному
плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего
успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и
чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я
хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную
для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое),
приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные
задания учебника, нацеленные на:
·
проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых
измерительных приборов;
·
воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;
·
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),
гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД
служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий
диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках
элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Формирование основ научного мировоззрения и химического мышления;
Диалектический метод познания природы;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность: |
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных
методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; |
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории; |
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; |
- приобретение опыта выдвижения гипотез
для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. |
Информационно-коммуникативная деятельность: |
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное
мнение; |
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. |
Рефлексивная деятельность: |
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий; |
Основная форма организации
учебного процесса – наблюдения, эксперимент, дискуссия, лекция,
практические занятия
Технология обучения – технология проблемного обучения
Содержание курса предполагает
разнообразные виды деятельности учащихся:
учебно-познавательная, практические работы и лабораторные опыты, а также
самостоятельную работу с элементами творческой работы и самостоятельную
работу с использованием различных источников информации.
Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Мир химии»
В результате изучения этого курса учащиеся должны
знать:
·
важнейшие классы соединений, используемых человеком;
·
наиболее часто используемые в быту вещества;
·
состав некоторых прохладительных и тонизирующих напитков;
·
пищевые добавки, их классификация.
·
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело¬века и природы;
·
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
·
способы сохранения окружающей природы;
уметь:
·
проводить расчёты необходимые для приготовления растворов, используемых в
быту, готовить растворы;
·
расшифровывать закодированную информацию на этикетках;
·
грамотно выбирать продукты питания, в том числе и продукты быстрого приготовления;
·
соблюдать правила безопасности при обращении с препаратами бытовой химии;
·
оказывать помощь пострадавшим от неумелого обращения с химическими веществами.
·
безопасно обращаться с
химическими веществами и оборудованием; планировать и проводить несложные химические
эксперименты; описывать наблюдения при проведении химических опытов, измерять
массу твёрдых веществ;
·
самостоятельно контролировать
ход эксперимента, анализировать, сравнивать и делать выводы;
·
заботиться о здоровом образе жизни;
·
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
·
наблюдать предметы и явления по предложенному плану или схеме;
·
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,
выводов;
использовать
·
приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Содержание программы
Содержание курса внеурочной деятельности «Исследования в химии» соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Раздел 1. Химия – экспериментальная наука.
История развития химии, как науки. Цели и
задачи современной химии. Разделы и отрасли химии. Методы химии. Роль химии в
жизни человека и развитии человечества. Перспективы развития химии.
Раздел 2. Важнейшие классы соединений, используемых человеком.
Обзор важнейших классов соединений,
используемых человеком. Химические вещества в повседневной жизни, их
классификация. Оксиды. Основания (в том числе щелочи). Кислоты (органические и
неорганические). Соли.
Раздел 3. Вода удивительная и удивляющая.
Вода в природе. Природная вода и
ее разновидности. Содержание воды в природе. Характеристика вод
по составу и свойствам. Минеральные воды: их месторождения, состав, целебные
свойства, применение. Физические свойства воды. Аномалии физических свойств.
Химические свойства воды. Растворяющая способность воды. Растворенные в воде
газы. Гидрохимический состав. Химия аквариума. Жесткость воды, способы ее
устранения. Запасы пресной воды. Проблемы питьевой воды. Охрана водоемов.
Практическая работа № 1. Химические свойства воды.
Практическая работа № 2. Растворяющее действие воды.
Практическая работа № 3. Очистка воды.
Раздел 4. Химия пищи.
Пищевая ценность продуктов питания.
Пищевые добавки. Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание
нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи.
Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Физиология пищеварения;
некоторые химические реакции , протекающие в процессе пищеварения. Продукты
быстрого приготовления. Пищевые добавки, их классификация. Биологически
активные добавки. Минералы, необходимые человеку. Химия прохладительных,
тонизирующих напитков, соков. Посуда: металлическая, стеклянная, фаянсовая,
фарфоровая, для микроволновых печей. Правильное использование посуды из
различных материалов. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
Практическая работа №4. Анализ состава продукта по указанным данным на этикетке.
Практическая работа №5. Анализ состава прохладительных напитков.
Раздел 5. Дом, в котором мы живем.
Химические вещества – строительные
материалы, их свойства и условия хранения. Токсичность органических
растворителей, правила хранения их в быту. Признаки отравления, оказание первой
помощи при отравлении. Материалы, из которых построены дома, сделана мебель,
покрытия и их влияние на здоровье людей. Загрязнения и
их влияние на жизнедеятельность людей. Вопросы экологии в современных
квартирах. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.
Практика. Решение задач с экологическим содержанием.
Раздел 6. Итоговое занятие.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
№ |
Разделы программы |
Кол-во часов |
1. |
Химия – экспериментальная наука. |
2 |
2. |
Важнейшие классы соединений, используемых человеком. |
2 |
3. |
Вода удивительная и удивляющая. |
13 |
4. |
Химия пищи. |
12 |
5. |
Дом, в котором мы живем. |
4 |
6. |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
34 |
Рабочая программа предметного кружка «Исследования в химии»
Описание рабочей программы курса внеурочной деятельности естественнонаучного направления «Робототехника»
Программа «Робототехника» предназначена для
начинающих и не требует специальных входных знаний. Занятие программы
проводятся с робототехническим оборудованием, поставленным в рамках проекта "Точка роста".
Содержание программы направлено на формирование у детей начальных
научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание
условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка в жизни. Актуальность программы.
Робототехника является перспективной областью для применения образовательных
методик в процессе обучения за счет объединения в себе различных инженерных и
естественнонаучных дисциплин. Программа даёт возможность обучить детей
профессиональным навыкам в области робототехники и предоставляет условия для
проведения педагогом профориентационной работы. Кроме того, обучение по данной
программе способствует развитию творческой деятельности, конструкторского
технологического мышления детей, приобщает их к решению конструкторских,
художественно-конструкторских и технологических задач.
Особенности организации учебного процесса Основным содержанием данной
программы является постепенное усложнение занятий от технического моделирования
до сборки и программированию роботов. Обучающиеся изучают основы робототехники
на базе оборудования, поставленного в рамках проекта "Точка роста", что даёт им возможность создавать
оригинальные модели, воплощать свои самые смелые конструкторские идеи, изучать
язык программирования. Принципы построения программы:
- от
простого к сложному;
- связь знаний, умений и навыков с практикой;
- научность;
- доступность;
- системность знаний;
- воспитывающая и развивающая направленность;
- активность и самостоятельность;
- учет возрастных и индивидуальных
особенностей.
Курс рассчитан на 1 год обучения для
обучающихся 7-8 классов МБОУ «СОШ №10» города Канаш. Для занятий в кружке
специальной подготовки не требуется. Продолжительность одного академического
часа - 40 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Объем программы – 68
часов.
Наполняемость групп. Максимальный состав группы определяется с
учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Перечень форм обучения: фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция,
практическое занятие, мастер-класс.
Цель программы: введение в начальное
инженерно-техническое конструирование и основы робототехники с использованием
робототехнических образовательных конструкторов.
Задачи:
- познакомить обучающихся с конструктивным и
аппаратным обеспечением робототехнических конструкторов;
− дать первоначальные знания о конструкции
робототехнических устройств;
− научить приемам сборки и программирования с
использованием робототехнических образовательных конструкторов;
− обучить проектированию, сборке и
программированию устройства;
- познакомить с профессиями программист,
инженер, конструктор;
− способствовать формированию творческого
отношения к выполняемой работе;
− воспитывать умение работать в коллективе,
эффективно распределять обязанности;
− развивать творческую инициативу и
самостоятельность;
− развивать психофизиологические качества
обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать,
концентрировать внимание на главном;
− развивать умения излагать мысли в четкой
логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.