ДОП естественнонаучной направленности

Описание дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности  «Основы гигиены и санитарии».

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы гигиены и санитарии» -  естественнонаучная, поскольку она ориентирована на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся как компонента базовой культуры личности, актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами.

Актуальность программы. В настоящее время наблюдается дефицит внимания к детям и подросткам со стороны взрослых, предъявляются огромные все возрастающие требования к детской психике и организму. Программа призвана дать обучающимся основы знаний, умений и навыков по вопросам анатомии, физиологии и личной гигиены, профилактики заболеваний и несчастных случаев, выработать навыки оказания доврачебной (немедицинской) помощи при острых и хронических заболеваниях, травмах различного генеза. В игровой форме разбираются различные клинические случаи, вырабатывается умение ясно и просто формулировать, и высказывать свои мысли.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании развивающей среды для формирования ответственного отношения к собственному здоровью, положительной мотивации, выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить здоровье в современных условиях жизни, дальнейшей профориентации и социализации в обществе определяет целесообразность применения следующих активных методов и приемов: исследование, сравнение, игровые моменты. В целом программа может вызывать повышенный интерес к изучаемому предмету и профессиям, связанным с биологией и медициной, занятия по данной программе помогут определиться в выборе профессии.

Отличительные особенности программы. Настоящая программа составлена на основе программ Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. «Биология. Человек» (2018 г.); Бубнова В.Г. и Бубновой Н.В. «Основы медицинских знаний» (2015 г.) и Артюниной Г.П. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (2019 г.), рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для профильных классов и успешно реализуемой в организациях дополнительного образования. В отличие от программ, которые легли в ее основу, в данной программе уделяется большое внимание вопросам личной гигиены и здорового образа жизни, применяются современные педагогические технологии: игровая, диалогового обучения, личностного ориентированного обучения, репродуктивная и на элементарном уровне – учебно-исследовательская.

Отличительные особенности данной программы  заключается в том, что она сочетает в себе валеологическую и экологическую составляющие.

Адресат программы: учащиеся 9 класса. Набор детей в группы осуществляется в начале учебного года. Чтобы программа была результативной, обязательно должны учитывается особенности данного возраста обучающихся.

Юношеский возраст считается одним из важнейших этапов становления и развития личности. В возрасте от 13 до 17 лет происходит формирование самосознания, что является главным итогом переходного возраста, по мнению советского психолога Л.С. Выготского. Растет уровень самостоятельности, социальной активности. По его мнению,  в основе развивающего обучения лежит идея о том, что "психические функции образуются в результате взаимодействия человека с социальной средой". Освоение механизмов мышления и культуры поведения происходит через деятельность  ( познавательная, практическая, ценностно-ориентированная и др) Так как в развитии личности велика роль социальных и педагогических факторов, то обучение должно быть организовано так, чтобы происходило стимулирование развития личности, включения механизмов осознания своей деятельности с развитием внутренней мотивации. Развитие интеллекта в этом возрасте тесно связано с развитием творческих способностей, проявлении инициативы. Задача учителя состоит в том, чтобы распознать интерес, творческую направленность и попытаться развить ее в нужном направлении для достижения тех или иных умений и навыков.

Количество обучающихся в группе: от 5 до 15 человек.

Уровень программы, объем и сроки реализации.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с общим объемом  34 часа. Программа реализуется в реестре бюджетных программ в течение (с сентября по май месяцы.

Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Программа реализуется в очной форме с учащимися МБОУ «СОШ №10» г. Канаш на базе кабинета биологии в рамках проекта «Точка Роста».

Режим занятий: 1 раз по 1 часу в неделю (34 недели) Продолжительность учебного занятия  40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут в соответствии с СанПиНом 3.1/2.4.3598-20 от 30 июня 2020 года N 16.

Особенности организации образовательного процесса. Специфика предполагаемой деятельности обучающихся обусловлена тем, что теоретические знания подкрепляются практическими занятиями с использованием современных образовательных технологий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и здоровье сберегающих технологий. Практические задания способствуют умению применять полученные теоретические знания на практике, например, в умении оказать первую медицинскую помощь при травмах, отравлении, некоторых видах заболеваний.

Виды занятий: практические занятия проходят в разных формах: индивидуальные, практические работы, экскурсии, семинары, интернет- проекты.

В отборе содержания и ее структуре, а именно, спиральная последовательность освоения содержания, акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения программы.

При разработке программы за основу взяты такие методы, как стимулирование и мотивация обучения, методы организации и осуществления учебных действий, чередование которых способствует достижению главных целей и задач программы.

Занятия включают в себя следующие формы организации деятельности учащихся:

- фронтальная (все одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают, обобщают результаты: экскурсии, урок-викторина, интегрированные занятия, познавательные игры);

- групповая (создание групп по 3- 6 человек для решения конкретных учебных задач: практические работы, лабораторные работы, семинарские и зачетные работы);

- индивидуальная (каждый получает задание для самостоятельного выполнения, специально подобранное для конкретного обучающегося в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями: тестирование, творческая работа, анкетирование, исследовательская работа, проект).

Все используемые формы и методы обучения направлены на стимулирование и активизацию познавательного интереса обучающихся, формирование творческих умений и навыков.

Особенность реализации программы заложена в отборе содержания и ее структуре, а именно, спиральная последовательность освоения содержания, акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения программы.

Рабочая программа предметного кружка «Основы гигиены и санитарии»

Описание рабочей программы курса внеурочной деятельности естественнонаучного направления «Исследования в химии»

Программа курса предназначена для подготовки учащихся с ориентацией на химико-биологическое направление и носит межпредметный характер. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность курса вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических проблем, которые перед нами ставит жизнь. Изучение курса будет способствовать развитию экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья.

Курс знакомит обучающихся с характеристикой некоторых веществ, расширяет представление о свойствах веществ, используемых в быту, окружающих нас постоянно – дома и на улице. Они имеют интересную историю и необычные свойства. В программу включены научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Тематика курса вооружает обучающихся знаниями, необходимыми в повседневной жизни, расширяет их кругозор, имеет большое прикладное значение.

Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.В рамках данного курса запланированы практические работы с использованием оборудования, полученного по проекту "Точка роста". Программа курса внеурочной деятельности «Мир химии» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов химии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету

Цели:

·                                       развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

·                                       овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

·                                       воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

·                                       применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.

·                                       показать, как знание химии позволяет более грамотно выбирать продукты питания, средства гигиены, готовить растворы;

·                                       развивать у обучающихся интерес к предмету, умение самостоятельно приобретать и применять знания; показать возможности химии для решения некоторых проблем, связанных с экологией и валеологией.

 

Задачи курса:

·                                       развитие в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения; расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении средств бытовой химии, лекарств, косметики и др. веществ и методах получения новых материалов;

·                                       формирование общественной активности личности, воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным ценностям, формирование навыков здорового образа жизни;

·                              развитие познавательного интереса к предмету, включение в познавательную деятельность, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие результаты:

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

·            вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

 

·            учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

·          формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;

·          воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

·          развитие интеллектуальных и творческих способностей.

 

Метапредметными результатами в курсе «Химия вокруг нас» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит             учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

·             проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

·          воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

 

·          применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

 

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения: Формирование основ научного мировоззрения и химического мышления; Диалектический метод познания природы;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей;

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

 

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-  приобретение  опыта  выдвижения  гипотез  для  объяснения  известных  фактов  и

экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку

зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных

источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

Основная форма организации учебного процесса – наблюдения, эксперимент, дискуссия, лекция, практические занятия

Технология обучения – технология проблемного обучения

Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: учебно-познавательная, практические работы и лабораторные опыты, а также самостоятельную работу с элементами творческой работы и самостоятельную работу с использованием различных источников информации.

 

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Мир химии»

В результате изучения этого курса учащиеся должны

знать:

·                              важнейшие классы соединений, используемых человеком;

·                              наиболее часто используемые в быту вещества;

·                              состав некоторых прохладительных и тонизирующих напитков;

·                              пищевые добавки, их классификация.

·                              условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело¬века и природы;

·                              позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

·                              способы сохранения окружающей природы;

 

уметь:

 

·                                       проводить расчёты необходимые для приготовления растворов, используемых в быту, готовить растворы;

·                              расшифровывать закодированную информацию на этикетках;

·                              грамотно выбирать продукты питания, в том числе и продукты быстрого приготовления;

·                              соблюдать правила безопасности при обращении с препаратами бытовой химии;

·                              оказывать помощь пострадавшим от неумелого обращения с химическими веществами.

·                                       безопасно обращаться с химическими веществами и оборудованием; планировать и проводить несложные химические эксперименты; описывать наблюдения при проведении химических опытов, измерять массу твёрдых веществ;

·                                       самостоятельно контролировать ход эксперимента, анализировать, сравнивать и делать выводы;

·                              заботиться о здоровом образе жизни;

·                              предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

·                              наблюдать предметы и явления по предложенному плану или схеме;

·                                       оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

 

использовать

·                              приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

 

Содержание программы

 

Содержание курса внеурочной деятельности «Исследования в химии» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

 

Раздел 1. Химия – экспериментальная наука.

История развития химии, как науки. Цели и задачи современной химии. Разделы и отрасли химии. Методы химии. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Перспективы развития химии.

 

 

Раздел 2. Важнейшие классы соединений, используемых человеком.

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком. Химические вещества в повседневной жизни, их классификация. Оксиды. Основания (в том числе щелочи). Кислоты (органические и неорганические). Соли.

 

Раздел 3. Вода удивительная и удивляющая.

Вода в природе. Природная вода и ее разновидности. Содержание воды в природе. Характеристика вод по составу и свойствам. Минеральные воды: их месторождения, состав, целебные свойства, применение. Физические свойства воды. Аномалии физических свойств. Химические свойства воды. Растворяющая способность воды. Растворенные в воде газы. Гидрохимический состав. Химия аквариума. Жесткость воды, способы ее устранения. Запасы пресной воды. Проблемы питьевой воды. Охрана водоемов.

Практическая работа № 1. Химические свойства воды. Практическая работа № 2. Растворяющее действие воды. Практическая работа № 3. Очистка воды.

 

 

Раздел 4. Химия пищи.

Пищевая ценность продуктов питания. Пищевые добавки. Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Физиология пищеварения; некоторые химические реакции , протекающие в процессе пищеварения. Продукты быстрого приготовления. Пищевые добавки, их классификация. Биологически активные добавки. Минералы, необходимые человеку. Химия прохладительных, тонизирующих напитков, соков. Посуда: металлическая, стеклянная, фаянсовая, фарфоровая, для микроволновых печей. Правильное использование посуды из различных материалов. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.

Практическая работа №4. Анализ состава продукта по указанным данным на этикетке. Практическая работа №5. Анализ состава прохладительных напитков.

 

Раздел 5. Дом, в котором мы живем.

 

Химические вещества – строительные материалы, их свойства и условия хранения. Токсичность органических растворителей, правила хранения их в быту. Признаки отравления, оказание первой помощи при отравлении. Материалы, из которых построены дома, сделана мебель, покрытия и их влияние на здоровье людей. Загрязнения и их влияние на жизнедеятельность людей. Вопросы экологии в современных квартирах. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.

Практика. Решение задач с экологическим содержанием.

 

 

Раздел 6. Итоговое занятие.

 

Тематическое планирование внеурочной деятельности

 

Разделы программы

Кол-во часов

1.

Химия – экспериментальная наука.

2

2.

Важнейшие классы соединений, используемых человеком.

2

3.

Вода удивительная и удивляющая.

13

4.

Химия пищи.

12

5.

Дом, в котором мы живем.

4

6.

Итоговое занятие

1

 

Итого

34

 

Рабочая программа предметного кружка «Исследования в химии» 


Описание рабочей программы курса внеурочной деятельности естественнонаучного направления «Робототехника»

Программа «Робототехника» предназначена для начинающих и не требует специальных входных знаний. Занятие программы проводятся с робототехническим оборудованием, поставленным в рамках проекта "Точка роста".   

       Содержание программы направлено на формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в жизни. Актуальность программы. Робототехника является перспективной областью для применения образовательных методик в процессе обучения за счет объединения в себе различных инженерных и естественнонаучных дисциплин. Программа даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам в области робототехники и предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Кроме того, обучение по данной программе способствует развитию творческой деятельности, конструкторского технологического мышления детей, приобщает их к решению конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач.

   Особенности организации учебного процесса Основным содержанием данной программы является постепенное усложнение занятий от технического моделирования до сборки и программированию роботов. Обучающиеся изучают основы робототехники на базе оборудования, поставленного в рамках проекта "Точка роста", что даёт им возможность создавать оригинальные модели, воплощать свои самые смелые конструкторские идеи, изучать язык программирования. Принципы построения программы:

 - от простого к сложному;

- связь знаний, умений и навыков с практикой;

- научность;

- доступность;

- системность знаний;

- воспитывающая и развивающая направленность;

- активность и самостоятельность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Курс рассчитан на 1 год обучения для обучающихся 7-8 классов МБОУ «СОШ №10» города Канаш. Для занятий в кружке специальной подготовки не требуется. Продолжительность одного академического часа - 40 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Объем программы – 68 часов.

 Наполняемость групп.  Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

  Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

  Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс.

   Цель программы: введение в начальное инженерно-техническое конструирование и основы робототехники с использованием робототехнических образовательных конструкторов.

   Задачи:

- познакомить обучающихся с конструктивным и аппаратным обеспечением робототехнических конструкторов;

− дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;

− научить приемам сборки и программирования с использованием робототехнических образовательных конструкторов;

− обучить проектированию, сборке и программированию устройства;

- познакомить с профессиями программист, инженер, конструктор;

− способствовать формированию творческого отношения к выполняемой работе;

− воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;

− развивать творческую инициативу и самостоятельность;

− развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

− развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

 Рабочая программа кружка «Робототехника»