Аннотация к рабочей программе учебного курса внеурочной деятельности «Молекулярная генетика».
Рабочая
программа учебного курса внеурочной деятельности «Молекулярная генетика»
разработана в соответствии ФГОС СОО и реализуется по1 году в 10 и 11
классе. Рабочая программа разработана учителем в соответствии с положением о
рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности
учителя в школе по определенному учебному курсу внеурочной деятельности.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности является частью ООП
СОО, определяющей:
-
планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-
тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью
использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая
программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована
заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №10» г.Канаш.
Генетика как наука о наследственности и изменчивости живых организмов решает следующие задачи: изучает способы хранения генетической информации у разных организмов (вирусов, бактерий, растений, животных и человека) и её материальные носители; анализирует способы передачи наследственной информации от одного поколения клеток и организмов к другому; выявляет механизмы и закономерности реализации генетической информации в процессе индивидуального развития и влияние на них условий среды обитания; изучает закономерности и механизмы изменчивости и её роль в эволюционном процессе; изыскивает способы исправления повреждённой генетической информации.
Программа курса «Молекулярная
генетика»профильного уровня помогает обучающимся глубже понять основные генетические
закономерности, которые в полной мере приложимы к человеку; сформировать умения
работать с серьезными источниками информации, в которых знания излагаются с
точки зрения научной дисциплины, в точном соответствии с современным состоянием
науки.В основу курса положено системное, поэтапное ознакомление с
вопросами по молекулярной биологии, медицинской генетике, цитогенетике,
генетике человека и другим аспектам.
Курс
создает оптимальные условия для формирования у обучающихся навыков практической
и экспериментальной деятельности в процессе изучения основных биологических
законов и закономерностей; содействует их профессиональному самоопределению.
Реализация данной программы содействует конкретизации законов генетики, способствует пропаганде генетических знаний, обучающиеся начинают с большей ответственностью относиться к себе, к окружающим людям, к окружающей среде. В рамках данного курса запланированы практические работы с использованием оборудования, полученного по проекту "Точка роста"
Рабочая программа кружка «Молекулярная генетика»
Аннотация к рабочей программе учебного курса
внеурочной деятельности «Химия в моей будущей
профессии»
Программа курса «Химия в моей будущей профессии» призвана наряду
с решением общих учебно-воспитательных задач развивать интерес обучающихся к
химии, знакомить обучающихся с профессиями, для которых необходимы химические
знания, развивать практические умения и навыки в области химического
эксперимента.
Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование центра
образования «Точка роста» (цифровая лаборатория по химии, набор ОГЭ по химии),
компьютерное оборудование в рамках проекта «Цифровая образовательная среда»
(ноутбуки), учебно-наглядные материалы, компьютерные технологии. Практические
занятия проводятся с использованием набора ОГЭ по химии, что способствуют
формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Цель: организация практической, познавательной, научно-
исследовательской деятельности посредством современных компьютерных технологий.
Задачи:
1.
Образовательные: способствовать самореализации
учащихся в изучении конкретных тем химии,
развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению химии как науки, знакомить
обучающихся с последними достижениями науки и техники, развивать познавательный
интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием
информационных технологий.
2.
Воспитательные: воспитывать
убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и
техники, отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры.
3.
Развивающие: развивать умения и
навыки обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой,
умения практически применять химические знания в жизни, творческие способности,
формировать у обучающихся активность и самостоятельность, инициативность,
повышать культуру общения и поведения.
Образовательная часть включает
теоретические занятия, практические работы.
Практическая
часть предусматривает проведение различных
экспериментов с использованием
оборудования центра «Точка роста».
Формами контроля
теоретических знаний, практических
навыков и умений учащихся являются выполнение и оформление исследовательских работ.
На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы,
но и групповая и коллективная, где школьники развивают умение слушать других и
отстаивать свою точку зрения.
-
Объем программы—34 часа
-
Адресаты программы—обучающиеся14-15 лет
Рабочая программа кружка «Химия в моей будущей профессии» для обучающихся 10-11 классов
Аннотация к программе «Решение задач по физике»
Программа по физике на уровне
среднего общего образования разработана на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС
СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Программа по физике определяет
обязательное предметное содержание, устанавливает рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся. Программа по физике даёт представление о целях, содержании,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Физика» на углублённом уровне.
Изучение курса физики
углублённого уровня позволяет реализовать задачи профессиональной ориентации,
направлено на создание условий для проявления своих интеллектуальных и
творческих способностей каждым обучающимся, которые необходимы для продолжения
образования в организациях профессионального образования по различным
физико-техническим и инженерным специальностям.
В программе по физике
определяются планируемые результаты освоения курса физики на уровне среднего
общего образования: личностные, метапредметные, предметные (на углублённом
уровне). Научно-методологической основой для разработки требований к
личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших
программу по физике на уровне среднего общего образования на углублённом
уровне, является системно-деятельностный подход.
Программа по физике включает:
планируемые результаты освоения
курса физики на углублённом уровне, в том числе предметные результаты по годам
обучения;
содержание учебного предмета
«Физика» по годам обучения.
Программа по физике имеет
примерный характер и может быть использована учителями физики для составления
своих рабочих программ.
Программа по физике не сковывает
творческую инициативу учителей и предоставляет возможности для реализации
различных методических подходов к преподаванию физики на углублённом уровне при
условии сохранения обязательной части содержания курса.
Физика как наука о наиболее общих
законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит
существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики –
системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку
физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией,
биологией, физической географией и астрономией. Использование и активное
применение физических знаний определило характер и бурное развитие
разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса,
получения новых материалов с заданными свойствами. Изучение физики вносит
основной вклад в формирование естественно-научной картины мира обучающегося, в
формирование умений применять научный метод познания при выполнении ими учебных
исследований.
В основу курса физики на уровне
среднего общего образования положен ряд идей, которые можно рассматривать как
принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершённым, он
содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической,
так и современной физики.
Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса физики объединён вокруг
физических теорий. Ведущим в курсе является формирование представлений о
структурных уровнях материи, веществе и поле.
Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование гуманитарного потенциала
физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, а
также с мировоззренческими, нравственными и экологическими проблемами.
Идея прикладной
направленности. Курс физики углублённого уровня
предполагает знакомство с широким кругом технических приложений изученных
теорий и законов. При этом рассматриваются на уровне общих представлений и
современные технические устройства, и технологии.
Идея экологизации реализуется посредством введения элементов содержания,
посвящённых экологическим проблемам современности, которые связаны с развитием
техники и технологий, а также обсуждения проблем рационального
природопользования и экологической безопасности.
Освоение содержания программы по
физике должно быть построено на принципах системно-деятельностного подхода. Для
физики реализация этих принципов базируется на использовании самостоятельного
эксперимента как постоянно действующего фактора учебного процесса. Для
углублённого уровня – это система самостоятельного ученического эксперимента,
включающего фронтальные ученические опыты при изучении нового материала,
лабораторные работы и работы практикума. При этом возможны два способа
реализации физического практикума. В первом случае практикум проводится либо в
конце 10 и 11 классов, либо после первого и второго полугодий в каждом из этих
классов. Второй способ – это интеграция работ практикума в систему лабораторных
работ, которые проводятся в процессе изучения раздела (темы). При этом под
работами практикума понимается самостоятельное исследование, которое проводится
по руководству свёрнутого, обобщённого вида без пошаговой инструкции.
В программе по физике система
ученического эксперимента, лабораторных работ и практикума представлена единым
перечнем. Выбор тематики для этих видов ученических практических работ
осуществляется участниками образовательного процесса исходя из особенностей
поурочного планирования и оснащения кабинета физики. При этом обеспечивается
овладение обучающимися умениями проводить прямые и косвенные измерения,
исследования зависимостей физических величин и постановку опытов по проверке
предложенных гипотез.
Большое внимание уделяется
решению расчётных и качественных задач. При этом для расчётных задач
приоритетом являются задачи с явно заданной и неявно заданной физической
моделью, позволяющие применять изученные законы и закономерности как из одного
раздела курса, так и интегрируя применение знаний из разных разделов. Для
качественных задач приоритетом являются задания на объяснение/предсказание
протекания физических явлений и процессов в окружающей жизни, требующие выбора
физической модели для ситуации практико-ориентированного характера.
В соответствии с требованиями
ФГОС СОО в кабинете физики должно быть необходимое лабораторное оборудование
для выполнения указанных в программе по физике ученических опытов, лабораторных
работ и работ практикума, а также демонстрационное оборудование.
Демонстрационное оборудование
формируется в соответствии с принципом минимальной достаточности и обеспечивает
постановку перечисленных в программе по физике ключевых демонстраций для
исследования изучаемых явлений и процессов, эмпирических и фундаментальных
законов, их технических применений.
Лабораторное оборудование для
ученических практических работ формируется в виде тематических комплектов и
обеспечивается в расчёте одного комплекта на двух обучающихся. Тематические
комплекты лабораторного оборудования должны быть построены на комплексном
использовании аналоговых и цифровых приборов, а также компьютерных
измерительных систем в виде цифровых лабораторий.
Основными целями изучения физики
в общем образовании являются:
формирование интереса и
стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их
интеллектуальных и творческих способностей;
развитие представлений о научном
методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим
явлениям;
формирование научного
мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных
законов физики;
формирование умений объяснять
явления с использованием физических знаний и научных доказательств;
формирование представлений о роли
физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
развитие представлений о
возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с физикой,
подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей
обеспечивается решением следующих задач в процессе изучения курса физики на уровне
среднего общего образования:
приобретение системы знаний об
общих физических закономерностях, законах, теориях, включая механику,
молекулярную физику, электродинамику, квантовую физику и элементы астрофизики;
формирование умений применять
теоретические знания для объяснения физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни;
освоение способов решения
различных задач с явно заданной физической моделью, задач, подразумевающих
самостоятельное создание физической модели, адекватной условиям задачи, в том
числе задач инженерного характера;
понимание физических основ и
принципов действия технических устройств и технологических процессов, их
влияния на окружающую среду;
овладение методами
самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, анализа и
интерпретации информации, определения достоверности полученного результата;
создание условий для развития
проектной и творческой деятельности;
развитие интереса к сферам
профессиональной деятельности, связанной с физикой.
В соответствии с требованиями
ФГОС СОО углублённый уровень изучения учебного предмета «Физика» на уровне
среднего общего образования выбирается обучающимися, планирующими продолжение
образования по специальностям физико-технического профиля.
На изучение физики (углублённый уровень) на уровне среднего общего
образования отводится 272 часа: в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11
классе – 136 часов (4 часа в неделю). Из них 2 часа
профильная группа изучает базовый уровень вместе с классом, и 2 часа на
профильном уроке.
Предлагаемый в программе по
физике перечень лабораторных и практических работ является рекомендованным,
учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом
индивидуальных особенностей обучающихся.